В переводе с древнегреческого языка «философия» не что иное как «любовь к мудрости». В античную эпоху любовь редко становилась предметом исследований, но именно философ Платон стал «первоапостолом Эроса». А его «любовная аналитика», пожалуй, самое значительное и впечатляющее из всего, что написал этот мудрец.
Можно ли назвать заурядным человека, которого помнят спустя 23 века, у которого по сию пору есть множество последователей: отцы церкви и мудрецы античности, философы Возрождения и теологи Средневековья, великие мыслители всех времен и народов. Огромное влияние «Отец идеализма» оказал не только на развитие философии, но и на всю современную культуру.
Произведение Платона «Пир», написанное в жанре застольных бесед, до сих пор остается самым известным из всех источников о теоретических трактовках любви. Диалог произведения содержит семь речей, каждая из которых раскрывает определенные грани любви. По мнению Платона, любовь – это процесс развивающегося знания. А Эрос направляет процесс познания мира и понимания высшей формы красоты. Стремление к красоте – это один из аспектов теории любви, завершающийся как чувственным, так и духовным союзом, получивший название «платоническая любовь». С течением времени платоническая любовь утратила свой первоначальный смысл и сегодня означает почти исчезнувшую форму любви между полами. Правда любви в понимании Платона состоит в том, чтобы за красотой тела (она всегда преходяща) увидеть непреходящую красоту идеи и добродетели. Трагедия личной любви неизбежна, когда душу заслоняет тело, а красота отдельного человека – красоту бытия и истины.
Некоторые историки обращали внимание на идею, соответствующую двум типам любви: Афродиты небесной и вульгарной. Другие же – на миф об андрогинах (двуполых существах), расчлененных Зевсом на две половины и обреченных искать друг друга вечно. Третьи уделяли особое внимание любви, разлитой в природе и имеющей космологическое значение.
Иные стороны любви, о которых не ведется речь в «Пире», философ раскрывает в диалоге «Федр», где особое внимание уделяется понятию «синтетической» любви как соединяющей силы воспоминания. Изначально Душа, следуя Богам, видела высшие идеи, но когда она потеряла крылья и обрела тело, то обо всем забыла. Затем, в размышлениях поднимаясь над собой, Душа начинает припоминать уже пережитое ранее и пытается вернуться в прекрасный мир, где ей не суждено было остаться. Так рождается любовь - Мания, или Эрос, возвращая Душам не только их крылья, но и неистовство, страсть, блаженство.
Платон утверждал, что в любви реализуется не столько поиск своей «половинки», сколько стремление к бессмертию. Реализация может осуществиться не только через рождение детей, но и через «духовную беременность» и появление творений, открытий, добродетели – именно такое «потомство» по-настоящему бессмертно.
Произведения Платона – неумирающий памятник мысли, к которому вновь и вновь обращается европейская культура, черпая из него философский смысл и новые вдохновения. Только по мере приобретения мудрости мы ценим красоту души выше красоты тела и «созреваем» до любви намного более высокого порядка, суть которой творчество и познание. Только способность любить является мерой нравственной чистоты: она определяет наше развитие и наполняет жизнь смыслом.
Автор: Елена Долгошеина (strekoska)
Произведение Платона «Пир», написанное в жанре застольных бесед, до сих пор остается самым известным из всех источников о теоретических трактовках любви. Диалог произведения содержит семь речей, каждая из которых раскрывает определенные грани любви. По мнению Платона, любовь – это процесс развивающегося знания. А Эрос направляет процесс познания мира и понимания высшей формы красоты. Стремление к красоте – это один из аспектов теории любви, завершающийся как чувственным, так и духовным союзом, получивший название «платоническая любовь». С течением времени платоническая любовь утратила свой первоначальный смысл и сегодня означает почти исчезнувшую форму любви между полами. Правда любви в понимании Платона состоит в том, чтобы за красотой тела (она всегда преходяща) увидеть непреходящую красоту идеи и добродетели. Трагедия личной любви неизбежна, когда душу заслоняет тело, а красота отдельного человека – красоту бытия и истины.
Некоторые историки обращали внимание на идею, соответствующую двум типам любви: Афродиты небесной и вульгарной. Другие же – на миф об андрогинах (двуполых существах), расчлененных Зевсом на две половины и обреченных искать друг друга вечно. Третьи уделяли особое внимание любви, разлитой в природе и имеющей космологическое значение.
Иные стороны любви, о которых не ведется речь в «Пире», философ раскрывает в диалоге «Федр», где особое внимание уделяется понятию «синтетической» любви как соединяющей силы воспоминания. Изначально Душа, следуя Богам, видела высшие идеи, но когда она потеряла крылья и обрела тело, то обо всем забыла. Затем, в размышлениях поднимаясь над собой, Душа начинает припоминать уже пережитое ранее и пытается вернуться в прекрасный мир, где ей не суждено было остаться. Так рождается любовь - Мания, или Эрос, возвращая Душам не только их крылья, но и неистовство, страсть, блаженство.
Платон утверждал, что в любви реализуется не столько поиск своей «половинки», сколько стремление к бессмертию. Реализация может осуществиться не только через рождение детей, но и через «духовную беременность» и появление творений, открытий, добродетели – именно такое «потомство» по-настоящему бессмертно.
Произведения Платона – неумирающий памятник мысли, к которому вновь и вновь обращается европейская культура, черпая из него философский смысл и новые вдохновения. Только по мере приобретения мудрости мы ценим красоту души выше красоты тела и «созреваем» до любви намного более высокого порядка, суть которой творчество и познание. Только способность любить является мерой нравственной чистоты: она определяет наше развитие и наполняет жизнь смыслом.
Автор: Елена Долгошеина (strekoska)
Комментариев нет:
Отправить комментарий